Я думаю, что здесь никто не будет против, если я создам тему об этом великом человеке, певце и музыканте. И время от времени буду выкладывать интересные статьи найденные в сети. Тем, кому не интересно пусть не читают. Кому интересно – добро пожаловать обсудить.
ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК!
…Он знал, как сделать концерт ярким и запоминающимся. Он вообще пришел и размалевал черно-белый рок цветными красками. Ведь он был художник и понимал, как и чем привлечь внимание зрителя. Постоянное перевоплощение и безудержная энергия - киты, внесшие его то ли на Синай, то ли на Голгофу. Фредди Меркьюри был необычайно чувствителен к человеческой душе, это помогло ему прославиться, это его и погубило.
Как все началось
"Мы живем на Занзибаре..." - помните строчку из детства? Именно в этом экзотическом местечке (а это остров у восточного побережья Африки) и родился 5 сентября 1946 года Фредди. Его родители - подданные Великобритании - принадлежали к общине парсов и исповедовали зороастризм. Конечно, это не могло не коснуться и ребенка: маленький Фредди прошел все обряды посвящения и отныне должен был служить доброму таинственному богу Ахура-Мазде.
Через пять лет семья переехала в Бомбей. Хотя Индия и была в то время британской колонией, влияние востока было куда сильнее. С малых лет Фредди чувствовал его волшебство, словно разлитое в воздухе. Факиры и заклинатели змей, джинны и бродяги-принцы, джонки, заполнившие гавань, - вот что было его детством!
В 1957 году родители отправили Фредди в школу-интернат Святого Петра, в 80-ти километрах от Бомбея. Там-то и раскрылись все его таланты!
Он весьма непосредственно чувствовал себя на сцене школьного театра, прекрасно рисовал, а также достиг немалых успехов в настольном теннисе и... боксе. Именно там он впервые оказался участником первой в своей жизни рок-группы "The Hectics", правда, пока не пел, а играл на пианино, чему его выучил директор школы (небескорыстно, разумеется).
Закончились школьные годы, и вскоре после этого семья вынуждена была перебраться в Великобританию из-за возникших политических конфликтов на родном острове, куда семья вновь вернулась незадолго до этого.
В 1966 году Фредди поступает в знаменитый "Илингский Художественный Колледж", который и окончит через три года со степенью бакалавра в области графики и дизайна, не увидев, однако, в этом своего главного призвания. Ведь не зря же убеждал он своих товарищей, что непременно станет звездой...
Фредди переезжал с одной квартиры на другую, от одних друзей к другим. Человеку, который готов безвозмездно отдать последний фунт, лишь бы сделать человеку приятное и увидеть улыбку его глаз, всегда распахивали двери. В таких квартирах собиралась молодежь: слушала музыку, обсуждала музыку, жила музыкой... и "лакомилась" наркотой. Фредди, не нуждавшийся в каких-либо допингах, вспоминает одну историю. Ничто не предвещало беды: народ напек пирожных с наркотиками, веселился вовсю, как вдруг явилась полиция (какой-то сосед вызвал ее). Молодые люди не растерялись, а сделали невинные лица: "Мы тут чайком балуемся... Заходите - угостим!" Полицейские согласились и даже скушали парочку пирожных, ничего не подозревая. Потом они ушли, и что с ними случилось дальше - неизвестно.
Настоящая любовь и настоящая группа
С Мери Остин Фредди познакомился в середине 70-го года, т.е. до того, как стал всемирно известным рокером. Он добивался ее целых шесть месяцев, наконец, она не устояла перед магией его шоколадных глаз, они прожили вместе семь лет... и расстались. До самой смерти Фредди носил в сердце любовь к ней. Никогда не переставал заботиться об этой женщине, делая ей подарки, считая ее своей духовной женой. Даже когда она вышла замуж и родила ребенка, он не отступился, напротив, теперь его деньги тратились и на игрушки. "Она дает мне ту свободу, которая мне необходима... Она научилась не ревновать меня. У нас были взлеты и падения, пока мы были вместе, но это только укрепило наши отношения", - говорил Фредди.
Некоторой известности Фредди добился еще со своими первыми британскими группами: "Ibex" (название которой Фредди изменил на "Wreckage", обзвонив как-то вечером всех участников группы со словами: "Все согласны. А ты?" - "Ну если все согласны, то и я не против" - примерно так ответил каждый) и "Sour Milk Sea". В 70-м году распалась группа Тима Стаффелла "Smile", друга Фредди по колледжу. Помимо Тима в эту группу входили Брайан Мэй и Роджер Тейлор (с ним Фредди держал магазинчик одежды в Кенсингтоне). В апреле Фредди предложил этим двоим объединиться, они не возражали, так в Британии появилась новая группа. Фредди придумал ей величественное название и нарисовал герб. В начале следующего года группу пополняет Джон Дикон, скромный юноша, не подозревающий, что в таком составе квартет просуществует 20 лет и 9 месяцев. Это была группа "Queen".
Взлет и чистое небо
Благодаря чистой случайности (и связям Мэя) группа записывает свой первый альбом. "Queen", по признанию многих, группа с большим будущим.
Несмотря ни на что, дела шли в гору. Записывались новые пластинки, проводились новые выступления, собирались награды и почитания. Группа ездила с гастролями в Японию, страну, в которую с тех пор влюбился Фредди (в течение всей жизни он будет собирать японский антиквариат, тратя на его покупку миллионы; но деньги не играли в его жизни почти никакой роли, он легко расставался с ними и любил их тратить, а зачем они еще нужны?!).
В 1975 году в День всех святых (31 октября) синглом выпущена "Богемская рапсодия", песня, показавшая, что можно сделать с роком и чем он может быть. Песня, которая потрясла британскую музыку. Песня, смысл которой пытается разгадать уже не первое поколение поклонников группы. Из-за шестиминутной длительности ее опасались пускать по радио, но стараниями приятеля Фредди, диск-жокея Кенни Эверетта, "Рапсодию" прокрутили в эфире 14 раз подряд. Альбом "А Night At The Opera", куда входила эта композиция, вышел позже и сразу же взлетел на первое место, став первым альбомом "Queen", получившим платину. После этого не считаться с группой было невозможно. Это уже были звезды, и звезды первой величины. На всем протяжении творческого пути Фредди, движущая сила группы, всегда изобретал что-то новое, поэтому "Queen" каждый раз была необычной и непредсказуемой. Нельзя говорить о неком "характерном стиле" и определенном "направлении в роке", такого названия еще нет (и уже не будет), это то, что хотелось бы назвать pomp-rock, если бы такое определение существовало.
Великие достижения Великой группы
Уже упоминалось о "Богемской рапсодии", так вот, увидев свет, она продержалась на первом месте 9 недель - это был рекорд. Далее, видео на эту песню сняли всего за 4 часа, и это считается первым видеоклипом в истории. К "Великим достижениям" можно отнести и гастроли по всем континентам (кроме Антарктиды, конечно). Благодаря "Queen" рок набирал обороты в Латинской Америке и Африке. Все выступления проходили при невероятном числе собравшихся зрителей (несколько сотен тысяч). Для концертов использовалась самая передовая и самая мощная техника. Статические данные по использованному оборудованию поражают воображение. Например, на последнем концерте группы в 1986 году в парке Небуорт в графстве Хертфордшир на сцене площадью 6000 кв. футов было реализовано: свыше 8-ми миль кабеля, 180 колонок-динамиков, пять электрогенераторов на 5000(!) ампер, гигантская звукоусилительная система, охватывающая всю площадку, 25-тонный экран размером 7х9 метра над центром сцены, ради каркаса которого пришлось возводить бетонный фундамент и др. По признанию большинства критиков, "Queen" - лучшая группа на знаменитом фестивале "Live Aid" в 1985-м году. А 657-й концерт группы стал первым выступлением ведущей рок-группы в странах восточного блока, он прошел на "Непштадионе" в Будапеште; это выступление было заснято на пленку и стало первым рок-концертом на видео, созданным в Восточной Европе. На этом видеодостижения отнюдь не кончаются. "Queen" написало два полных саундтрэка (и еще куча песен разобрана "неофициально") к кинофильмам: "Флэш Гордон" и "Горец". Снято множество потрясающих видеоклипов, в том числе, скандальный "I Want To Break Free" и волшебный "A Kind Of Magic" (сейчас, через 15 с лишним лет, сюжет этого клипа кажется символическим: непонятно откуда приходит волшебник, превращает бродячих артистов в рок-музыкантов и так же загадочно уходит...). Последний снял режиссер "Горца" Рассел Малкахи.
Прибавьте ко всему этому тонны наград и премий, чтобы получить полноценную картину.
Великие достижения Великого человека
Почему бы не задуматься, что обеспечивало постоянный интерес к "Queen" на протяжении 20-ти лет? Темные очки Роджера Тейлора? Или бардовая гитара Брайана Мэя? Ответ один: Фредди. Он знал, как сделать концерт ярким и запоминающимся. Он вообще пришел и размалевал черно-белый рок цветными красками. Ведь он был художник и понимал, как и чем привлечь внимание зрителя. Постоянное перевоплощение и безудержная энергия - киты, внесшие его то ли на Синай, то ли на Голгофу. Фредди Меркьюри был необычайно чувствителен к человеческой душе, это помогло ему прославиться, это его и погубило.
Он успел записать два сольных альбома, один из которых - "Barcelona" - с Монтсеррат Кабалье. "Barcelona" не имела аналогов ни тогда, ни сейчас. Это уникальное слияние оперы и рока, это музыка, идущая из души и в душу. Это не коммерческий проект, это редкий случай того, что делается из любви к искусству и идее. Фредди участвовал в создании мюзикла "Time". А еще он бескорыстно помогал записывать альбомы своим друзьям.
Но главное его достижение не в музыке и даже не в балете. Его главное достижение - внутри себя. Потому что пройдя нелегкий путь к лаврам и обретя эти лавры, он сумел сохранить свою душу в ее первозданной чистоте. Его не коснулась "звездная болезнь", над ним никогда не властвовали деньги, он мог истратить все свое состояние в один день, ему было все равно, тем более что завтра он снова станет миллионером. Играя на сцене роль крутого парня, размахивающего стержнем микрофона, его сердце оставалось ранимым, а душа нежной. Он верил в людей, и он верил людям. Они его обманывали, "занимали" деньги и исчезали, а он продолжал верить в людскую честность и любовь.Близких людей ему заменили кошки. Их он обожал и возился с ними как с родными детьми. Его дом-дворец населяли кошки самых разных пород, им Фредди всегда присылал открытки из самых разных стран мира. Нередко кошки ему "отвечали" (кошачьи лапы макали в чернила, ставили "отпечаток" на открытку и отсылали Фредди). Одной из кошек, Далиле, он даже написал песню.
Сценический имидж
Его Фредди менял кардинально и резко. Сначала он носил одежду из своего же магазинчика: это были очень странные рубашки и курточки, меховые шубки, всякого рода обтягивающие костюмы, в том числе и с открытым торсом. Его черные длинные волосы, блестя, ложились на плечи. Бесчисленные цепочки, браслеты, кольца и черный лак составляли непременную часть его образа.
Во второй половине 70-х Фредди другой. Немного укорачиваются волосы, значительно меньше украшений. Иногда он еще надевает свои любимые костюмчики, но все чаще и чаще предстает он облаченный с ног до головы в кожу (даже на голове красуется симпатичная кожаная фуражка), глаза закрывают большие черные очки, в общем, рок да и только.
А в начале нового десятилетия происходит совсем неожиданное. Фредди стрижет волосы до "обычной" длины и отпускает пушистые усы, теряя, тем самым, часть американских поклонников, привыкших видеть рокера длинноволосым (ну и нация!). Время покажет, что именно этот образ запомнят навсегда. Побрякушки отсутствуют совсем, а гардероб пополняется джинсами и футболками, потом - удивительными костюмами, сшитыми специально для турне.
Для съемок видео на сольную песню "The Great Pretender" в 1987 году сбриваются усы (рекомендую посмотреть этот клип всем). Безусым же Фредди выступает и с Монтсеррат Кабалье в 1988-м. А в следующий год выходят новые клипы "Queen", первый из которых "I Want It All"; в нем Фредди одет в белую рубашку и черные брюки, на шее галстук, на ногах кеды (они остаются неизменным атрибутом еще с позапрошлого имиджа). Усов нет и в помине, зато некоторое подобие бороды приятно украшает его лицо. Фредди уже 43, и ношение трико в таком возрасте он считает смешным. Такой неофициально-деловой стиль сохранится и впредь.
В клипе "The Miracle" забавно показана смена всех этих образов.
Король рока
Таким титулом наградила Фредди газета "Daily Star", вышедшая в понедельник, 25 ноября 1991 года, на следующий день после его смерти.
Слухи, что Фредди чем-то болен ползли давно, но их всегда опровергали.
Предполагается, что весной 1987-го года он уже знал, что болен СПИДом. С каждым годом его состояние становилось все хуже и хуже, потому он и отказался проводить турне "Queen" и спешил записаться с Монсеррат. Нужно было спешить жить, успеть совершить все задуманное. Он закончил отделку своего дома-дворца, вновь взялся за кисти и краски, заброшенные после колледжа. В январе 1991 года Фредди созвал музыкантов "Queen" для записи последнего альбома. Она проходила в Монтре (Швейцария, берег Женевского озера) на собственной студии. Несмотря на очень плохое самочувствие (постоянные боли) он держался мужественно и закончил запись до конца. Альбом мгновенно оккупировал первые строчки в хит-парадах. Но на этом работа не прекратилась. До самых последних дней, когда он уже не мог ходить и петь, он делал записи, боль стала уже обычным состоянием, в грудь его был введен катетер, он часто отдыхал, но продолжал работать. Фредди не успеет закончить все, и это выйдет лишь в 1995 году альбомом "Made In Heaven", по иронии судьбы он считается самым сильным творением группы.
Где-то в октябре Фредди принял решение не принимать больше лекарств. Так он оказался один на один со страшной болезнью, человек, который никогда не жаловался и не осуждал, человек, привыкший переносить всю боль в одиночку.
Противоречить слухам стало уже невозможно. Многие вполне серьезно говорили о том, что Фредди умер и это скрывается. Журналисты устроили настоящую осаду его дома. А Фредди лежал в постели, рядом с кроватью стояла капельница. Теперь Фредди больше слушал, чем говорил.
В субботу, 23 ноября он продиктовал заявление для прессы, в котором сообщал, что болен СПИДом и призвал всех бороться с этой болезнью. Через день он уже с трудом дышал и не узнавал даже кошку Далилу, сидевшую на его постели. Около семи часов вечера он умер.
Через четыре дня состоятся его похороны, которые будут представлять из себя смесь рок-музыки и зороастризма. Фредди будет кремирован, а место захоронения праха останется тайной, еще одной тайной Фредди Меркьюри.
Наследие
Наследие одного из самых выдающихся музыкантов мира огромно. Ранее приводились лишь краткие сведения, потому что об этом можно говорить очень долго. Можно заметить, что Фредди продолжает получать посмертные награды и по сей день. Его вклад в развитие музыки и рока неоценим. Его имя бессмертно. Его творчество неизмеримо. Для своей группы "Queen" он писал песни, ставшие гимном целого поколения: "Killer Queen", "Love Of My Love" (недавно эту вещь перепели "Scorpions"), "Bohemian Rhapsody", "We Are The Champions", "Friends Will Be Friends", "The Show Must Go On" и много других; список внушителен.
Четыре года со дня смерти оставшиеся музыканты "Queen" искали место для памятника Фредди. Но все государственные парки, Кенсингтонский совет, Ковент-Гарден и Имперский колледж единогласно отказали, боясь паломничеств фанатов. Только "родной" Илингский колледж согласился и предоставил место на... автостоянке. Тогда музыканты решили попытать счастья в Монтре, городке, который стал для Фредди вторым домом. Мэрия города почла за честь украсить свой парк статуей Фредди, что и произошло 25 ноября 1996 года.
В его сольной песне "Made In Heaven" (в честь которой назван посмертный альбом "Queen") есть строчки, как нельзя лучше характеризующие всю его жизнь и все его переживания:
I'm playing my role in history, looking to find my goal,
Taking in all this misery, but giving it all my soul.
Я играю свою роль в истории, пытаясь найти свою цель.
Принимаю все горести, а отдаю всю душу...Это был Великий человек, забывать про которого мы не должны.
А. Бальюри,
07.08.2002